Camino de Santiago – 2010 (№35, 2010)

Пролог. Лично для нас, жителей Лиссабона, паломничество началось утром в воскресенье. Отслужив литургию, причастившись Святых Таин, мы дружными рядами двинулись на вокзал. Уточним, кто именно мы: отец Арсений, матушка Анжела (жена отца Иоанна), Сергий (повар), Ксения, Сергий, Андрей, Виктория и Сергий с дочерью Мариной. Все в сборе, рюкзаки за спиной, провожающие на перроне, мы в вагоне…. Поехали…

С  собой мы прихватили ценный груз: бутерброд для Юрия Гениковича и книгу «Закон Божий», в подарок библиотеке прихода в Порто (нужно отметить, что на радостях книга была забыта в поезде). В Порту нас ждал теплый прием: чего только стоят пирожки от Светланы Борисовны! В нашем распоряжении был весь вечер и мы, естественно, двинулись на осмотр достопримечательностей. Порто – красив и неповторим поистине. Спали на полу в храме, штабелями, в простоте, но крепко и… недолго.

Понедельник. День первый. Раннее утро, понедельник. Бывалые отмечают, что  6:30 – это вовсе не рано для паломника.

Проснулись под звуки жуткого будильника (личная  просьба: поменяйте звонок). Некоторые личности, не будем уточнять кто именно, возле касс были в 6:00 (хотя кассы открываются в 7:00). Ну, так, на всякий случай, чтобы не опоздать или вдруг билетов не хватит. Там нас уже ожидал Юрий Геникович – вождь нашего паломничества. Купив билеты, мы двинулись в Vigo.

Buenos dias! Не верится, мы уже в Испании. Vigo – чудный городок с красивой панорамой. Оксана и Виктория чуть не остались в Vigo. Их по невнимательности забыли подождать, и обнаружилось это только в вагоне.

Едем дальше, в Pontevedra. Здесь мы столкнулись с первыми трудностями:  прямой рейс до  небольшого городка Vilagarcia был отменен, и нам пришлось добираться с пересадками.

В 16:30 (по испанскому времени) началось наше «настоящее» паломничество. С  Vilagarcia мы отправились пешком. Протопали 11 километров. Немного, но для первого раза достаточно. По дороге наткнулись на церковь (постройка 12 века). Немного отдохнули, и дальше в путь. Примерно к 20:00 добрались до места нашего ночлега. В этот раз это был спортивный зал.

Окунувшись в океане, где по утверждению отца  Арсения, водятся крокодилы, БЕЗ ПОТЕРЬ отправились ужинать. Ужинали дорого, но не вкусно. Бывает…

Сытые и добрые, далее мы направляемся в сторону ночлежки. И здесь начинаются первые приключения: в наших рядах обнаружился дезертир – Сергий (нужно заметить, казначей нашей группы). Он решил проявить инициативу, и побежал без дозволения старшего, с приличной скоростью, в поисках спортивного зала. В ночи слышались голоса: «Он не вернется»,  «Сейчас побегает и успокоится», «Предлагаю переизбрать казначея. Он убежал с казной!!!».  Не прошло и десяти минут, как он одумался и вернулся. Вывод:  инициатива наказуема. Сергию выговор с занесением в личное дело.

Ночью, перед сном была попытка провести социологический опрос, но, видимо из-за переутомленности, он не дал больших результатов. На вопрос: «Как первый день пути?» Сухие ответы: «Все хорошо». Ну, хорошо, так хорошо, и слава Богу.

P.S.  Прошу прощения за скудную констатацию фактов. Писалось сложно, в душевой.

Вторник. День второй. Еще более раннее утро, 6:00. Дружными рядами двинулись в Catoira. Нам предстоял путь в 16 километров. С утра обстановка напряжена: сонные, с тяжелыми рюкзаками, прощаемся с ночлежкой. Дошли до набережной, помолились. В пути наблюдается взаимоподдержка: торжественный обмен рюкзаками (мужчины с легкими рюкзаками взгромождают на свои плечи женские тяжелые рюкзаки). В 11:00 привал, расположились на поляне возле заброшенной церкви. Поели арбуза. Более отважные отобедали позавчерашней курицей. И тут радостная весть: Юрий Геникович сообщает, что до завтра остаемся на этом месте. Окрестность поражает своей красотой: залив с кораблями викингов,  зеленые луга и извилистые горы – все веет духом паломничества. На ужин решаем поймать mejillones (в воде, где водиться только рыба). Правда от ныряния нас спасает совет мудрого Юрия Гениковича, который решает разузнать у местных жителей, водится ли здесь такая живность. Ответ отрицательный. Но нам на радость в местном ресторане продают ведро этих моллюсков. А в дар дают сковородку. Живем.  Во время этого недолгого пути (от местной столовой до пункта назначения) Сергий-дезертир вновь проявляет себя с уже известной нам стороны. Эта закономерность пугает. Угрозы и выговоры уже не действуют. Еще один инцидент. Пропадает подопечная Ксении – Иоанна. Ищем около часа. Волнуемся. Но она живая и здоровая возвращается к нам.

Половина дня впереди. Что делать??? Конечно, купаться!!! Вода теплая. Андрей совершил «героический» подвиг – вплавь добрался до корабля викингов. Вскоре долгожданный и неповторимый ужин: печеные на костре мидии и картошка (между прочим, впервые в истории всех походов в Camino de Santiago). Большое спасибо Сергию за действительно вкусный ужин!!! На природе спалось сладко всем, как ни странно.

Среда. День третий. Пробудились под уже знакомые нам трели: «Девочки, подъем!!!». Отправляемся в  Padron, в надежде обрести там приют. По дороге произошел незначительный конфликт: отец  Арсений пытался заверить Юрия Гениковича, что мы движемся не в том направлении. Юрий Геникович без возмущения протянул посох вождя в сторону отца Арсения. Тот учтиво отказался. Вывод: идем за вождем.

В Valga возникает вопрос: двигаться ли пять лишних километров в сторону  Capela dos Martores  или идти в приют? Принимаем мудрое решение: отправляем на такси делегацию, в составе: Иоанна, Виктория, Марина, Андрей.

Capela dos Martores представляет собой постройку 12 века. Рядом с которой находится некрополь позднеримского периода, где, возможно, покоятся останки Присцилиана  и его учеников, тела которых были перенесены в Галисию из Германии.

К положенному времени в приют не успеваем, мест нет. Хотя Юрий Геникович и включает 6 скорость. Но нам великодушно, за 5 евро с человека, разрешают принять душ и воспользоваться кухней. Но категорически запрещают возлечь в саду монастыря на траве. Грозятся вызвать милицию. Но разве для паломников есть запреты? Ведь как гласит народная мудрость: паломник – это священная корова. Отдыхаем. К третьему дню пути появляются первые мозоли. Будем лечить. Все полны решимости добраться до Сантьяго.

Необходимо отметить, что «морской» путь – не совсем традиционный. Дело в том, что первые два дня пути до Padrona (N.B. В городе Padron морской путь соединяется с португальским путем) мы двигались самостоятельно, без привычных указателей. Обычно паломникам то и дело попадаются в дороге сине-желтые стрелки (с непременным изображением раковины морского гребешка – символ святого Иакова). Вещь, очень нужная: порой дорога так петляет среди холмов Испании, что разобраться, куда же дальше идти, без посторонней помощи бывает довольно затруднительно.

И еще: нами был проделан именно тот путь, по которому, Según la tradición y diversos textos medievales, los discípulos de Santiago, recogieron su cuerpo, lo amortajaron y trasladaron desde Palestina, embarcándolo en un barco, que lo traslado hasta Galicia, uno de los lugares donde había predicado, entrando por la ría de Arousa y remontando el río Ulla, hasta llegar a Padrón ( Iria Flavia).согласно церковному преданию,  после мученической кончины апостола в 44 году на Святой земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья  (там, где появится позже город). В 813 году, как гласит это предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег с мощами, которые оставались нетленными.

Четверг. День четвертый. С утра все молчаливы. Лишь изредка прорезывают тишь шутки вечно веселого Сергия-дезертира. Сегодня первый день, когда мы вышли на тропу, которая пересекается с португальским путем. Теперь не страшно заблудиться, так как мы уже идем по указателям, а по дороге нам встречаются паломники из разных стран. Доходим до  Milladoiro и решаем ночевать в уже привычном для нас месте – спортивном зале. Город встретил нас очень гостеприимно: в ресторане вкусно накормили, на ночь приютили, в бассейне разрешили искупаться.

Радостная новость – к нам приехали наши лиссабонские друзья. Устроили праздничный ужин. Пируем.

Пятница. День пятый. Утром совершили Божественную Литургию и причастились Святых Таин в спортивном зале. Как сказал отец Арсений, в «экстремальной простоте». Но от этого служба не теряет своей значимости, так как это апостольская, евангельская простота.

Все бодрые и в приподнятом настроении выдвигаемся в Сантьяго. Остается совсем ничего – 6 километров. Ничто не пугает: ни натертые ноги, ни тяжелые рюкзаки, ни растянутые мышцы.

Увы и ах. В Сантьяго нам отказываются выдавать дипломы. Мол, прошли мало. 90 километров вместо положенных 100. Но ничего страшного. В следующем году наверстаем. Единственным счастливчиком, случайным образом, получившим диплом, стала матушка Анжела. Впереди нас ждет фотосессия с единственным заслуженным сертификатом. Радуемся. Не смотря ни на что конечную цель нашего паломничества можно назвать достигнутой: мы помолились и поклонились мощам святого апостола Иакова.

Как ни грустно, но подходит время расставаться. За эти недолгие 5 дней все успели привыкнуть друг к другу, проявили себя и набрались решимости двинуться в следующий путь.